Невозможно представить современный мир без информационных технологий. Роль мультимедии возрастает с каждым годом. Она охватывает практически все сферы нашей деятельности, и образование не является исключением. Использование мультимедийных средств на данный момент является неотъемлемой частью образовательного процесса. Средства мультимедиа позволяют педагогам изложить материл в максимально доступной форме, опираясь на различные педагогические принципы, такие как интерактивность, индивидуализация, доступность, наглядность и т.д.
Одним из наиболее доступных и широко распространенных программных продуктов, применяемых в образовательном процессе, является Power Point. Несмотря на популярность данной программы, в ее использовании можно найти немало «подводных камней». Прежде всего, необходимо отметить, что наглядность не должна подменять собой цель обучения. Однако часто показ слайдов заменяет лекцию или урок, превращаясь в учебный фильм с большим количеством демонстрационного материала. Подобная ситуация неприемлема, поскольку центральными звеньями педагогического процесса являются педагог и учащиеся, а способ предъявления материала - лишь средство передачи необходимой информации и ее приема. Грамотное использование Power Point позволяет не только включиться в учебный процесс преподавателю, но также способствует получению обратной связи со стороны учащихся. Применение ИТ в процессе обучения - достаточно новая для нас тема, и, к сожалению, не во всех учебных заведениях существуют мультимедийные аудитории. Именно по этой причине, не так много информации по использованию Power Point. Каждый педагог находит свой способ работы с данным программным продуктом. Тем не менее, существуют определенные правила, которые были сформулированы зарубежными специалистами и представлены на сайте NASFAA [1]. Некоторые из этих принципов расширены и дополнены российскими педагогами [2][3].
В обобщенном варианте эти принципы представлены в виде рекомендаций:
· Информация в PowerPoint не должна быть развернутой презентацией всего лекционного материала, а только кратким содержанием наиболее продуманных моментов. При этом существует опасность того, что сам материал, приобретя вид некого резюме, в конечном итоге потеряет свое истинное содержание и закрепится в сознании учащихся только в кратком изложении. Поэтому педагогу необходимо тщательно продумать тезисы, которые он выкладывает на слайде.
· Необходимо использовать презентации PowerPoint, только в том случае, если это повысит заинтересованность со стороны аудитории и обеспечит эффективность понимания, позволит надолго удержаться в памяти учащихся.
· Использовать, так называемое, контурное визуальное представление (Outline View): самое важное, что есть в каждой презентации – это ее содержание, а не графическое оформление.
· На каждом слайде должно быть минимальное количество текста, поскольку избыток текстовой информации будет отвлекать аудиторию и затруднять прочтение материала со слайда.
· Необходимо помнить, что ни одна презентация не может подменить педагога. В данном случае педагогу отводится главная и исключительная роль; презентация является лишь вспомогательным средством.
· Текст презентации должен быть написан крупным шрифтом – не меньше 30 кегля.
· Преподавателю не следует читать со слайда. Информация на слайде только для учащихся. Педагог должен изложить намного больше информации, нежели это отражено в его презентации. По окончанию занятия можно раздать желающим листы с копиями материала, представленного на слайдах.
· Преподавателю не стоит самому стоять за компьютером и управлять слайдами - можно найти помощника среди учеников.
· Необходимо избавить презентацию от лишних диаграмм, таблиц, чрезмерного количества графических изображений. Это отвлекает внимание.
· Не нужно быстро «пробегать» по слайдам, перескакивая с одного на другой. Информация, изложенная в них, должна быть краткой и по существу. Для этого есть хорошее правило - 10/20/30: 10 слайдов за 20 минут 30 кеглем.
· Не перегружать слайды анимацией. Текст в виде «пишущей машинки», «проявления с вращением» или «центрифуги» только отвлекает аудиторию от основной информации.
· Не использовать – яркий цвет, в качестве фона слайда. На таком фоне практически невозможно увидеть текст.
· Не должно быть "лишних" слайдов, которые не сопровождаются пояснением.
· Надо учитывать индивидуальные возможности восприятия учащихся. Особенно, если есть ученики, имеющие нарушения слуховой и зрительной сферы.
· Для того, чтобы учащиеся не переутомлялись и получили дальнейший положительный настрой, необходимо включать в содержание презентации интересные видеосюжеты, которые подходят для данной темы.
· Важная роль отводится цветовому сочетанию и выдержанности стиля в оформлении слайдов, музыкального сопровождения и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод, что сопровождение урока или лекции презентацией Power Point - процесс, который требует четко структурированного и аккуратного подхода со стороны педагога.
Список литературы:
1. http://www.nasfaa.org/publications/2007/awhappybirthdayppt.html
2. http://ito.edu.ru/2008/Moscow/III/2/III-2-7987.html
3. http://pedsovet.org/forum/topic58.html
|