simbol
Персональный сайт преподавателяПонедельник, 19.02.2018, 03:19
  
Мобильная версия сайта                 Здравствуйте, Гость | Группа "Гости" | RSS
» Форма входа на сайт
вход / регистрация

» Главное меню

» English lessons
 

» Другие разделы

» Разделы психологии

кнопка сайта:

сайт Абрамовой Е.И.

QR - код сайта





 




Главная » Статьи » Мои статьи

Особенности социально-педагогической работы с учащимися, имеющими ограниченные возможности (на примере социально-педагогического колледжа)
Проблема социально-психологической адаптации людей с ограниченными возможностями к жизни в социуме всегда была актуальна. Люди, которые имеют нарушения, препятствующие их полноценной интеграции в общество, испытывают трудности на каждом шагу. Несмотря на то, что количество инвалидов в России неуклонно растет, иногда создается впечатление, что такие люди искусственно «выдавливаются» из жизни общества. По последним данным Минздравсоцразвития, число людей с ограниченными возможностями составляет 11 миллионов 400 тысяч человек. Среди них 642 тысячи детей в возрасте до 18 лет. Это в два раза больше, чем 10 лет назад. Таким образом, проблеме инвалидов необходимо уделять как можно больше внимания, и, прежде всего, на федеральном уровне. 24 ноября 1995 года был принят Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ». В этом законе не только затронуты льготы и соцгарантии государства, но и отдельными статьями прописаны возможности воспитания и обучения детей-инвалидов (Ст.18, 19). 

Что же такое инвалидность? Прежде всего, это ограничение жизнедеятельности человека, которое препятствует его адаптации в обществе. Но при подобной «сухой» формулировки понятия инвалидности теряется психологический аспект. Льготы и представленная защита государства лишь относительно могут удовлетворить основные потребности инвалидов. При этом не учитываются их специфические личностные особенности. Материальная поддержка, относительная помощь в трудоустройстве и обучении не способны помочь адаптироваться человеку с ограниченными возможностями, если его личность уже деформирована вследствие дефицита общения и невозможности получить свободный доступ к объектам социально-бытовой, культурной и политической сферы. Поскольку личность уже сформирована, и человек ощущает в полной мере всю свою невостребованность и страдает от собственной несостоятельности, работа с такими людьми по социально-психологической адаптации чрезвычайно затруднительна, хотя и возможна. Поэтому педагоги, психологи, воспитатели, а также сама семья, имеющая ребенка – инвалида, должны приложить все усилия, чтобы дети с ограниченными возможностями, не чувствовали себя ущербными, и развитие личности шло без отклонений.

Соответственно, важнейшей задачей государства и специалистов, работающих с детьми-инвалидами, является обеспечение необходимых условий для обучения и воспитания таких детей. Законодательно это положение закреплено в Законе Российской Федерации «Об образовании», ко­торый вступил в силу 5.01.1996 г. Этот закон утверждает право на образование всех детей, в том числе детей с отклонениями в развитии. Статья 50, п. 10 закона предусматривает создание специальных образовательных учреждений для детей и подростков с ограниченными возможностями, которые обеспечивают их лечение, обучение, социально-психологическую адаптацию и интеграцию в общество. Кроме этого, на основании Федерального закона «Об образовании» правительство РФ разработало и утвердило типовое положение от 31 июля 1998 г. «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи». В этих учреждениях дети с отклонениями в развитии получают не только грамотную социально-педагогическую и психологическую помощь, но и возможность реализовать себя в соответствии со своими способностями. Многие общеобразовательные учреждения также имеют места и отдельные факультеты, которые предлагают инвалидам получить полноценное среднее-специальное и высшее образование. В частности, Московский городской психолого-педагогический университет приглашает студентов с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата для получения специальности в сфере информационных технологий. В социально-педагогическом колледже при МГППУ специально созданы два факультета для инвалидов: издательское дело и компьютерные технологии.

На этих факультетах студенты с ограниченными возможностями получают знания и умения, которые они могут реализовать в будущем. Подобные специальности хорошо подходят студентам, имеющим нарушения ОДА, слуха и зрения. Приобретая необходимые знания и опыт, эти студенты смогут найти свое место в обществе, обрести истинный интерес к жизни. Понятно, что общество также не должно сторониться инвалидов и не поддаваться устоявшимся негативным стереотипам. Предубеждение окружающих не позволяют людям с нарушениями в развитии реализовать свои потенциальные возможности в полной мере. Однако, не имея достаточно опыта общения в социуме, инвалиды часто не могут презентовать себя с лучшей стороны, что порой вызывает лишь сочувствие окружающих. Подобная проблема социальной дезадаптации инвалидов должна также решаться общими усилиями государства, специалистов и близкими. Необходимо помочь им изменить негативное самовосприятие, поскольку страх и неуверенность в будущем настраивает людей с ограниченными возможностями на постоянную борьбу за выживание в обществе и пессимизм.

Среди студентов колледжа встречаются учащиеся с различными нарушениями. Это ДЦП, нарушение зрения и слуха, а также различные соматические расстройства.

При работе с этими студентами, прежде всего, необходимо учитывать специфику их заболевания.

У всех студентов с ограниченными возможностями, наряду с физическим дефектом существуют отклонения в эмоционально-волевой сфере. Однако возбудимость, чувствительность или же пассивность следствие не только с физическим дефектом, но и дефицита общения и социального развития в целом. Многие учащиеся до поступления в колледж общались только с детьми, имеющие сходный дефект, поскольку обучались в специальных коррекционных образовательных учреждениях. Есть некоторые студенты, которые получали образование в массовой школе, однако их социальная адаптация все же оставляет желать лучшего. Часто они не успевали по программе, и не имели дополнительной подготовки по тому или иному предмету. Таким образом, их знания оказались не столь глубокими, а отношение с окружающими портилось за счет неадекватной оценки их состояния. Таких детей либо усиленно опекают, либо «оставляют в покое», поскольку не представляют, что с ними делать. Поэтому проблема интеграции стоит очень остро. 

В колледже студентов с ограниченными возможностями объединили в две группы. Однако учатся студенты в одно и то же время, что и другие учащиеся. Коллективное общение проходит в перерывах, при общих выездах за пределы колледжа. Многие студенты с ограниченными возможностями активно участвуют в жизни колледжа. Для них созданы пандусы и лифты, а также предусмотрен транспорт.

Для исследования эмоционально-личностной сферы этих студентов и социальной адаптации на протяжении первого года обучения с ними работали психологи.

Прежде всего, были исследованы мотивы их учебной деятельности. Для этого использовалась Методика изучения мотивов учебной деятельности. Модификация А.А.Реана; В.А.Якунина.

Диагностическое обследование проводилось по группам и включало 4 раздела. В первом разделе предлагалось назвать любимые и нелюбимые предметы, во втором разделе учащиеся называли причину, почему они не любят те или иные предметы, в третьем разделе были представлены 15 мотивов, исходя из которых можно выявить причину, почему ученики учатся, и преобладающие мотивы (учебные или общественно-значимые). Наконец, в четвертом разделе были представлены 16 мотивов, которые определяют направленность интересов учащихся. 

Исходя из полученных результатов, был сделан вывод, что у студентов с ограниченными возможностями преобладают мотивы, относящиеся к профессии, которые они выбрали и для которой получают необходимые знания в колледже. 

 Если анализировать результаты по разделам, то негативное отношение к различным предметам у учащихся вызывалось тем, что предметы трудно усваиваются, не получают удовольствия от их изучения и просто не интересны. 

По третьему разделу в группах преобладали учебные мотивы, но на первом месте оказался учебный – «Хочу добиться полных и глубоких знаний». Наиболее актуальными стали также учебные мотивы, где преобладает мотив «для расширения умственного кругозора» и «хочу учиться». В целом, среди учебных мотивах можно выделить: «Хочу стать грамотным», «Хочу быть умным и эрудированным» и «Хочу научиться самостоятельно работать», что специфично для студентов, которые имеют какие-либо отклонения в развитии. В качестве общественно-значимого мотива был назван мотив «Хочу быть полезным гражданином», но при этом он тесно связан с учебным, так что можно говорить о желании студентов учиться в колледже. 

Следовательно, студенты социально-педагогического колледжа отдавали свои предпочтения тем предметам, которые не только интересны сами по себе, но и были связаны непосредственно с тем, как преподаются. Студенты хорошо ориентированы на будущую профессию. При этом в группах была диагностирована достаточно высокая учебная мотивация, которая связана с получением определенной профессии по окончании колледжа, однако отмечалась зависимость учащихся от мнения окружающих, особенно преподавателей и родителей, что, возможно, было связано с особенностями личностного развития студентов данных групп. В целом же, можно отметить ориентацию учащихся на свое профессиональное будущее и на обучение в колледже.

Таким образом, для успешного освоения программы социально-педагогического колледжа необходим достаточно высокий уровень учебной мотивации. 

Исходя из приведенных выше результатов выполнения методики учащимися, а также, учитывая их ограниченные возможности, можно рекомендовать использовать преподавателям следующие стимулы обучения: 

1. Использовать больше наглядного материала, обращаться к примерам.

2. Показывайте достижения. Лучшим средством для этого служит открытый рейтинг (экран успеваемости). Обнародованный рейтинг придает чувство уверенности и удовлетворения собой.

3. Если студент имеет сложности со зрением, то:

1) для контроля за его мелкой моторикой при написании каких-либо символов рекомендуется приглашать учащегося к доске, чтобы он дублировал ваши движения на месте.

2) рекомендуется вести контроль его знаний в зависимости от тяжести этих нарушений. Например, писать задания маркером, буквы большого размера, либо на доске, с обратной стороны, чтобы другие студенты не могли видеть выполнения данного задания.

4. Если студент имеет нарушения слуха, то: 

1) педагогу следует поменьше ходить по аудитории и больше времени находиться рядом с рабочим местом этого учащегося. Учитывая, что такие учащиеся лучше понимают по губам, необходимо стараться быть повернутым к ним лицом и добавлять больше экспрессии при чтении лекции.

2) контроль знаний может вестись преимущественно в письменном виде, но для развития устной речи, рекомендуется предложить учащемуся тезисно рассказать ответ на задание.

5. Если студент имеет нарушения ОДА, то ему необходимо посоветовать приобрести вспомогательные средства для усвоения программы, например, диктофон. Контроль знаний можно вести как в устном, так и в письменном виде.

6. Соблюдать щадящий режим обучения (ограничение физической нагрузки, ограничение числа ежедневных занятий (не более 3 часов).

7. Дозировано предоставлять учебный материал (5-ти минутные перерывы во время занятий). При занятии в компьютерных классах – перерыв 15-20 минут.

8. Использовать технические средства обучения (чередование предъявляемой на слух информации с наглядно- демонстрационным материалом).

9. Учитывать темп деятельности студентов. 

10. Использовать особые методы контроля за эффективностью усвоения материала (обязательное использование компьютера для контроля знаний студентов; индивидуальный экспресс-опрос каждого студента в конце лекции; использование содержательной оценки учебной деятельности студентов; использование заданий разной степени сложности; наличие заданий, одинаковых по содержанию, но разных по форме предъявления).

11. В соответствие с типом ограничения здоровья обеспечить оптимальную организацию рабочего места (посадить студента за ближайшие к преподавателю столы, наличие дополнительного источника освещения на столе; обязательное наличие компьютера и диктофона на столе).

Категория: Мои статьи | Добавил: admin (19.12.2009) | Автор: Абрамова Екатерина Игоревна
Просмотров: 2631 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
» Поиск

» Календарь





»Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

полезные сайты:

сайт Шакировой З.Ф.

образовательный портал


Copyright Abramova E.I. © 2018