Известно, что информатизация образовательной среды призвана облегчить и сделать более качественным учебный процесс. Однако, педагоги все чаще сталкиваются с тем, что учреждения не могут обеспечить их полноценным рабочим местом, где было бы возможно воспользоваться средствами информационных технологий, которые есть в арсенале преподавателя. Прежде всего, это мультимедийная аудитория. К сожалению, оснащенность данной аудитории, как правило, не соответствует необходимым требованиям: устаревшие компьютеры, отсутствие сенсорной доски и проектора. Но данная проблема лишь одна из ряда тех трудностей, с которыми сталкивается педагог. Информатизация образовательной среды подразумевает хорошее владение компьютером и максимальное использование приложений операционных систем, которые помогут оптимизировать учебный процесс и мотивировать учащихся на изучение определенного предмета. Ориентируясь на принцип наглядности, педагог вовлекает учащихся в процесс изучения нового материала. Однако некомпетентность педагога в работе со средствами мультимедиа может привести к обратному результату. Например, перегруженная информацией презентация или длинный научный фильм формируют у учащихся индифферентное отношение к изучаемой дисциплине.
Таким образом, мы вышли на две основные проблемы, которые мешают информатизации процесса обучения:
1. Предоставление педагогу необходимой аудитории, оснащенной средствами мультимедиа.
2. Компетентность педагога при работе с ИТ.
При рассмотрении изложенных выше проблем, нельзя отрицать, что компьютер и другие мультимедийные ресурсы не заменят самого педагога. Машина не может быть лояльной, понимающей, способной учитывать все нюансы человеческого поведения и человеческих возможностей. Тем не менее, информационные технологии способны облегчить задачу преподавателя донести информацию до ученика в максимальном объеме. Особенно важно, чтобы учащийся проанализировал и понял материал. В качестве совета по первой проблеме, связанной с аудиторией, можно предложить следующее – необходимое оборудование носить с собой. Для того чтобы обеспечить себя мультимедийной аудиторией, не всегда требуется тяжелый компьютер, большой проектор и белый экран. Технический прогресс не стоит на месте. Теперь все можно приобрести в, так называемом, портативном, или, карманном, виде. Вместо компьютера, часто используют маленький и недорогой нетбук, весом не более килограмма. Мощный проектор можно заменить карманным, который способен уместиться на ладони. Подобные проекторы в большом количестве представлены на современном рынке. Их цены варьируются в зависимости от возможностей, но при этом ниже, чем цены на обычные проекторы. Во-первых, вместо ламп используются светодиоды, а, во-вторых, некоторые портативные проекторы читают прямо с флэш-карты. Такая функция позволяет полностью обходиться без компьютера или нетбука. Минус этих проекторов в том, что для демонстрации презентации или клипа им необходимо создать соответствующие условия, а именно, закрыть окна плотными занавесками. Светодиоды, в отличие от ламп накаливания, не такие яркие, но очень экономичные. Что касается экрана, то данный вопрос решается следующим образом: изображение может проецироваться на светлую стену или на большой белый лист ватмана. Исходя из всего вышеперечисленного, «портативная мультимедийная аудитория» умещается в обычный учительский портфель и весит очень немного. Все, что нужно, это помещение и возможность подключить технику к источнику питания. Но вероятность отсутствия электричества в аудитории также предусмотрена производителями некоторых портативных проекторов, которые снабжают свою продукцию аккумуляторными батарейками.
Рассматривая вторую проблему, связанную с компетентностью педагогов в сфере информационных технологий, решение найти труднее.
Прежде всего, в этом должны быть заинтересованы не только сами педагоги, чей стаж работы может достигать 50 лет, 45 из которых, они привыкли обходиться без компьютера и других мультимедийных средств. Их мотивированность во многом зависит и от администрации. А та, в свою очередь, должна не просто заинтересовать, а предоставить педагогическим кадрам необходимую программу обучения для повышения профессиональной компетентности. Нужно помнить, что для педагогов с большим стажем работы обучаться основам компьютерной грамотности намного тяжелее, чем молодым. Соответственно, это тоже учитывается при организации компьютерных курсов. Наконец, приобретенные или уже имеющиеся знания в области информационных технологий необходимо адекватно использовать в своей педагогической работе. Во-первых, выявить для себя все возможности Интернета: создать почту, найти интересующие порталы и сайты, принимать участие в форумах. По возможности каждый педагог должен иметь свою Интернет-страничку, где он выкладывает необходимую о себе информацию и контактные данные. На этой страничке также даются разные ссылки, помогающие учащимся в поиске определенных интернет-источников. Преподавателям, хорошо владеющим компьютером и умеющим работать в Интернете, полезно создать свой сайт. Он может быть очень простым, но в нем будет все, что необходимо конкретному педагогу. На данный момент сайт возможно создать из шаблонов на бесплатном хостинге. Такой вид услуг предоставляют многие компании (narod, ucoz и т.д.). Ваш персональный сайт будет содержать гостевую книгу, где любой желающий оставляет вам сообщения; форум, на котором ведутся обсуждения на разные темы и т.д. Большой популярностью пользуются и социальные сети. Однако педагог всегда должен помнить, что он является авторитетом для учащихся, и это накладывает на него определенные обязательства и ответственность. В этой ситуации педагогу следует следить за информацией, которую он выкладывает в сети.
|