Информационные технологии (далее: ИТ) используются практически во всех сферах нашей жизни, и, прежде всего, в системе образования. В 2001 году была принята Федеральная целевая программа развития единой образовательной информационной среды. В задачи данной программы входят: «формирование информационно-технологической инфраструктуры системы образования» и «использование информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе, включая: создание и внедрение в учебный процесс наряду с традиционными; учебными материалами современных электронных средств его поддержки и развития; разработку средств информационно-технологической поддержки и развития учебного процесса; обеспечение качества электронных средств поддержки и развития учебного процесса на основе их стандартизации и сертификации; подготовку педагогических, административных и инженерно-технических кадров образовательных учреждений, способных эффективно использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии»[1]. В связи с развитием информационных технологий, педагоги получают уникальную возможность наглядно сопровождать свой лекционный материал или использовать видео и аудио презентацию в качестве дополнения. Несомненно, эффективность усвоения учебного материала учащимся увеличивается, если учитывать их особенности воспринимать и обрабатывать материал. Мультимедиа позволяет адаптировать лекционный материал под любой тип восприятия. Исследования показывают, что эффективность слухового восприятия информации составляет 16%, зрительного - 25%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 65% [2]. Однако задачи по внедрению ИТ в процесс обучения не всегда можно выполнить в полной мере. Во-первых, не во всех учебных заведениях существуют специальные мультимедийные аудитории, оснащенные сенсорными досками и проекторами. Приобретение подобного оборудования требует определенных денежных затрат. Во-вторых, не все педагоги обучены основам компьютерной грамотности, связанной с предъявлением материала в виде презентаций. В-третьих, возникают сложности с насыщением лекционного материала аудио- и видеоинформацией. Тем не менее, есть возможность максимально приблизиться к требованиям Федеральной целевой программы. Прежде всего, необходимо максимально использовать программы Power Point и Movie Maker, которые относятся к стандартным, и есть у каждого на домашнем компьютере. Программа Power Point, состоящая из последовательно предъявляемых слайдов, позволяет не только демонстрировать таблицы и графические изображения, но предоставляет возможность делать видеовставки и вставлять музыкальное сопровождение. Видео- и аудиоматериал можно брать со специальных интернет-порталах, которые содержат разного вида информацию на любую тему (например, портал Youtube.com). Другая стандартная программа, Movie Maker позволяет создать видеопрезентацию в виде клипа в специальном видеоформате, который распознается любым современным DVD–плеером. Можно также воспользоваться, так называемыми, прогрммами-конвертерами, которые изменяют формат презентации Power Point (.ppt), переводя его в видеоформат ".avi”, воспроизводимый большинством видеоплееров. Эти конвертеры находятся в свободном доступе и относятся к категории "freesoft”, являясь бесплатными. Перевод презентации с лекционным материалом из формата .ppt . в форма .avi часто решает проблему недостатка мультимедийных аудиторий. Практически во всех учебных заведениях есть телевизоры и недорогие DVD-плееры, поэтому презентация, переведенная в вид видеоклипа или короткого фильма, позволяет обойтись имеющимися на данный момент техническими средствами. Таким образом, усвоение информации учащимися тем эффективней, чем больше ИТ-ресурсов используется в процессе обучения. Здесь необходимо упомянуть несомненную пользу мультимедии при обучении детей с ограниченными возможностями. ИТ-ресурсы можно адаптировать под работу с разными типами нарушений развития. Например, увеличить масштаб изображения на экране при предъявлении материала учащимся с нарушениями зрения; подключить наушники и увеличить звуковой диапазон при чтении лекций у студентов с нарушениями слуха и т.д. Упрощается и дистанционное обучение, поскольку существуют компьютерные программы (как, например, Skype), которые позволяют учащемуся с ограниченными возможностями присутствовать на лекции, не выходя из дома. На этом возможности ИТ в процессе обучения не исчерпываются. Каждому педагогу желательно создать свой сайт. Задача упрощается тем, что некоторые сайты предлагают шаблоны интернет-страниц и бесплатный хостинг (как, например, www.narod.ru) На сайте педагоги могут выкладывать всю необходимую информацию: дополнительный учебный материал, ссылки на другие сайты, рейтинги, объявления и т.д. Создание педагогом сайта также способствует быстрой обратной связи. Очень часто общение с учащимися через Интернет во многом эффективнее, чем обычное, и помогает сэкономить время. Снимается также некий психологический барьер, когда учащемуся сложно обратиться к педагогу напрямую, и ему проще послать сообщение по электронной почте или оставить его в «Гостевой книге» на сайте преподавателя [3]. Таким образом, уровень компьютерной грамотности педагога во многом определяет эффективность его воздействия на аудиторию и стимулирует интерес к преподаваемой дисциплине со стороны учащихся. Для повышения компетентности преподавателя в сфере медиаобразования необходимо организовывать курсы повышения квалификации, рассчитанные на разный уровень подготовки педагогов.
Список литературы: http://www.ict.edu.ru/ft/003352/fcp_reois.pdf http://www.ido.rudn.ru/nfpk/ikt/ikt5.html Абрамова Е.И. Применение информационных технологий в средне-профессиональных учреждениях// Общество в эпоху перемен: Формирование новых социально-экономических отношений. Материалы международной научно-практической конференции (17 декабря 2008 г.), Ч.1., Саратов, 2009. - С.9-10.
|