Проблемы современного образования.

Материалы II международной научно-практической конференции 10-11 сентября 2011 года

стр. 39-42

Пенза – Улан-Удэ – Ереван

2011

 

Оптимизация рабочей среды педагога в условиях информатизации образовательного процесса.

Абрамовой Е.И.

Социально-педагогический колледж Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия.

 

Informatization of educational environment is called to facilitate and make better educational process. However, teachers often have to face with the problem when establishments cannot provide them with the adequate workplace. 

Thus, we have come close to some major problems which impede informatization of educational process and education management.

 

Известно, что информатизация образовательной среды призвана облегчить и сделать более качественным учебный процесс. Однако, педагоги все чаще сталкиваются с тем, что учреждения не могут обеспечить их полноценным рабочим местом, где было бы возможно воспользоваться средствами информационных технологий, которые есть в арсенале преподавателя. Прежде всего, это мультимедийная аудитория. К сожалению, оснащенность данной аудитории, как правило, не соответствует необходимым требованиям: устаревшие компьютеры, отсутствие сенсорной доски и проектора. Но данная проблема лишь одна из ряда тех трудностей, с которыми сталкивается педагог.

Информатизация образовательной среды подразумевает хорошее владение компьютером и максимальное использование приложений операционных систем, которые помогут оптимизировать учебный процесс и мотивировать учащихся на изучение определенного предмета.

Ориентируясь на принцип наглядности, педагог вовлекает учащихся в процесс изучения нового материала. Однако некомпетентность педагога в работе со средствами мультимедиа может привести к обратному результату. Например, перегруженная информацией презентация или длинный научный фильм формируют у учащихся индифферентное отношение к изучаемой дисциплине.

Таким образом, мы вышли на две основные проблемы, которые мешают информатизации процесса обучения:

1.            Предоставление педагогу необходимой аудитории, оснащенной средствами мультимедиа.

2.            Компетентность педагога при работе с ИТ.

При рассмотрении изложенных выше проблем, нельзя отрицать, что компьютер и другие мультимедийные ресурсы не заменят самого педагога. Машина не может быть лояльной, понимающей, способной учитывать все нюансы человеческого поведения и человеческих возможностей. Тем не менее, информационные технологии способны облегчить задачу преподавателя донести информацию до ученика в максимальном объеме. Особенно важно, чтобы учащийся проанализировал и понял материал.

В качестве совета по первой проблеме, связанной с аудиторией, можно предложить следующее – необходимое оборудование носить с собой.

Для того чтобы обеспечить себя мультимедийной аудиторией, не всегда требуется тяжелый компьютер, большой проектор и белый экран. Технический прогресс не стоит на месте. Теперь все можно приобрести в, так называемом, портативном, или, карманном, виде. Вместо компьютера, часто используют маленький и недорогой нетбук, весом не более килограмма. Мощный проектор можно заменить карманным, который способен уместиться на ладони. Подобные проекторы в большом количестве представлены на современном рынке. Их цены варьируются в зависимости от возможностей, но при этом ниже, чем цены на обычные проекторы. Во-первых, вместо ламп используются светодиоды, а, во-вторых, некоторые портативные проекторы читают прямо с флэш-карты. Такая функция позволяет полностью обходиться без компьютера или нетбука. Минус этих проекторов в том, что для демонстрации презентации или клипа им необходимо создать соответствующие условия, а именно, закрыть окна плотными занавесками. Светодиоды, в отличие от ламп накаливания, не такие яркие, но очень экономичные. Что касается экрана, то данный вопрос решается следующим образом: изображение может проецироваться на светлую стену или на большой белый лист ватмана.

Исходя из всего вышеперечисленного, «портативная мультимедийная аудитория» умещается в обычный учительский портфель и весит очень немного. Все, что нужно, это помещение и возможность подключить технику к источнику питания. Но вероятность отсутствия электричества в аудитории также предусмотрена производителями некоторых портативных проекторов, которые снабжают свою продукцию аккумуляторными батарейками.

Рассматривая вторую проблему, связанную с компетентностью  педагогов в сфере информационных технологий, решение найти труднее.

Прежде всего, в этом должны быть заинтересованы не только сами педагоги, чей стаж работы может достигать 50 лет, 45 из которых, они привыкли обходиться без компьютера и других мультимедийных средств. Их мотивированность во многом зависит и от администрации. А та, в свою очередь, должна не просто заинтересовать, а предоставить педагогическим кадрам необходимую программу обучения для повышения профессиональной компетентности. Нужно помнить, что для педагогов с большим стажем работы обучаться основам компьютерной грамотности намного тяжелее, чем молодым. Соответственно, это тоже учитывается при организации компьютерных курсов.

Наконец, приобретенные или уже имеющиеся знания в области информационных технологий необходимо адекватно использовать в своей педагогической работе.

Во-первых, выявить для себя все возможности Интернета: создать почту, найти интересующие порталы и сайты, принимать участие в форумах. По возможности каждый педагог должен иметь свою Интернет-страничку, где он выкладывает необходимую о себе информацию и контактные данные.  На этой страничке также даются разные ссылки, помогающие учащимся в поиске определенных интернет-источников. Преподавателям, хорошо владеющим компьютером и умеющим работать в Интернете, полезно создать свой сайт. Он может быть очень простым, но в нем будет все, что необходимо конкретному педагогу. На данный момент сайт возможно создать из шаблонов на бесплатном хостинге. Такой вид услуг предоставляют многие компании (narod, ucoz и т.д.). Ваш персональный сайт будет содержать гостевую книгу, где любой желающий оставляет вам сообщения; форум, на котором ведутся обсуждения на разные темы и т.д. Большой популярностью пользуются и социальные сети. Однако педагог всегда должен помнить, что он является авторитетом для учащихся, и это накладывает на него определенные обязательства и ответственность. В этой ситуации педагогу следует следить за информацией, которую он выкладывает в сети.